01 02 03 04

Афанасьев В. П. «Селемджинская тайга» (фрагмент). 2012. Холст, масло. 120 x 100 см

Демченко В. И. «Раздолье» (фрагмент). 2012. Холст, масло. 90 x 120 см

Веровчук В. Б. (фрагмент)

Кондратьев В. В. «Скоро весна» (фрагмент). 2011. Холст, акрил. 80 x 100 см

   

Палитра души

Замечательный амурский художник Виктор Борисович Суриков ушел из жизни в самом расцвете творческих сил. Он уже стал признанным мастером, его работы начали приобретать главные музеи страны, в том числе, Третьяковская галерея и Русский музей, его популярность перешагнула границы не просто области, но всего Дальнего Востока… При этом художник не почивал на лаврах, напротив, его творческая активность всё возрастала и возрастала… И вдруг неожиданный тупик-обрыв, болезнь и скоропостижная смерть в 40 с небольшим.

Главное место в своем творчестве он уделял пейзажу. Невзирая на погоду – дождь ли, снег ли, палящее ли солнце – он творил исключительно на пленэре. Работал много и быстро, не любил сочинять картины в мастерской. И писал сразу на больших холстах.

В начале 70-х годов Сурикова увлекает индустриальная тема. «Перевозка леса», «Бамстройиндустрия», «Плотина Зейской ГЭС» — это совсем небольшая часть его работ, отразивших производственную тематику. Его живопись в 80-е годы меняется в сторону большей цветности. Пейзажи принимают более интимный характер, они впечатляют своей образностью.

Почтить память художника, которому в эти дни исполнилось бы 80 лет, пришли его друзья-коллеги, его знакомые, почитатели его таланта. Выставку работ Заслуженного художника РСФСР Виктора Сурикова «Палитра души», посвященную его творческой деятельности, организовали его дочь Елена Севостьянова, сотрудники областного краеведческого музея и Амурская организация Союза художников России. 

Выставка знакомит с мастером кисти, тонко ощущавшим гармонию мира, раскрывавшем перед нами его неповторимую красоту.

И очень жаль, что говорилось на открытии выставки работ В.Г. Сурикова в прошедшем времени. Но остались его произведения. Они дарят радость общения с большим и светлым миром, воссозданным живописцем.

 

«И художник напишет портрет» - 

слова из этой некогда известной песни постоянно вертелись на языке во время встречи членов Союза художников России с жителями с. Ивановки.

Очередной «культурный десант» высадился в минувшую пятницу в столице Ивановского района. Проект Амурской организации Союза художников России и Амурского медицинского колледжа по проведению передвижных выставок «Поступь звонкая страны» был поддержан Министерством культуры Амурской области, и теперь по городам и весям региона ездят с просветительскими программами не только художники: к нам, художникам, присоединились и наши известные писатели, и сотрудники областной библиотеки.

На встречу с ивановцами на сей раз приехали мастера кисти и карандаша Вадим Кондратьев, Владимир Красников, Анатолий Ефремов, из писателей были поэты Александр Бобошко, Галина Одинцова и Николай Левченко – здесь надо отметить, что Николай Романович Левченко – кандидат медицинских наук, при этом он пишет интересные прозу и стихи и известен своими прозрачными акварелями.

Выступая перед поклонниками искусств, председатель правления АОСХ Вадим Кондратьев отметил, что названный проект – долговременный, что темы выставок будут постоянно меняться. 

Зрители в течение месяца смогут изучать работы Александра Жигалова, Валерия Захарчука, Владислава Афанасьева, Владимира Красникова, Вадима Кондратьева и других замечательных художников.

В процессе встречи с ивановскими зрителями и учениками местной художественной школы, мастера провели практические занятия, а Анатолий Павлович Ефремов успел нарисовать портреты нескольких юных коллег. 

Нарисовал бы и всех, но, увы, пришла пора прощаться.

Надо отметить, что и сами гости с большим интересом познакомились с экспонатами ивановского музея и даже сфотографировались на фоне одного из них (см. фото).

Усталые, но довольные, возвратились они домой.

 

«Проделки пространства»

Было дело, Владимира Серебрякова в мастерской не застать, он чаще всего в Китае находился, преподавал там молодой китайской поросли науку живописать, основы рисунка и прочие премудрости, а в Благовещенске больше наездом, дела бытовые решить… Он даже не устраивал своей юбилейной выставки, хотя работ уже поднакопилось, и работы эти – весьма серьезные, можно сказать, программные!

Вот, к примеру, картина «Мольберты». Неподготовленный зритель может даже удивиться, - что за забор там нагородил автор – сплошь какие-то перекрестья, один мольберт другим прикрывается, да все это еще на фоне перекладины рамы окна, а в окне том – крест храма виднеется… 

И только человеку с искусством знакомому понятно, что это аллегория, что под всем этим следует понимать тяжелый крест творчества…

Но под каждым полотном художника объясниловку не положишь. Поэтому зритель сам должен больше думать, стараться проникнуть в замысел автора, пытаться понять суть его загадки. У В.А. Серебрякова – их множество.

Эти загадки автор и представил на открывшейся недавно в стенах Амурского медицинского колледжа персональной выставке «Проделки пространства». 

Её открытие можно объяснить русской поговоркой, мол, не было бы счастья: волею мировых катаклизмов оказался художник в Благовещенске, понял, что в его творчестве очень нуждаются, и явил амурскому зрителю свои полотна разного времени написания.

Но тут дело такое: когда бы ни были картины написаны – они всегда современны!

 

 

 

Побывать в сказке

 

Выставка керамиста Елены Брест открылась в Библиотеке искусств. Небольшая, камерная, очень уютная, теплая и, как всегда – загадочная. Собственно, работы Лены – это ее автопортреты. Или ее мечты. Или ее искания – сомнения, переживания… Или ее представления о мире, но не о  том, в котором мы все находимся, а в другом, - в сказочном, потустороннем. И всегда – откровение. 

С каждой из работ хочется мысленно поговорить, поведать ей себя, поделиться помыслами… В конце концов, даже неким образом исповедаться… 

Творения Лены – если говорить о внутреннем содержании – чисты и прозрачны. Если о внешней оболочке – стильны. 

А дальше, чтоб не повторяться, просто скажу: скорее в библиотеку, чтобы поговорить с работами Лены! Ну, а если точнее, чтобы побывать в сказке!

На прилагаемом снимке – Елена Брест (она вторая слева, ну вы разве не знаете?) рядом со своими коллегами-художницами. А на других снимках – парочка ее замечательных работ.

 

 

 

«Поступь звонкая страны»

Продолжим рассказ о выставках, состоявшихся при участии амурских художников.

На прошлой неделе центральная школа искусств г. Белогорска открыла свои двери для передвижной выставки «Поступь звонкая страны». Она приурочена к 75-летию великой Победы, но это не значит, что все картины посвящены именно ратному подвигу – нет! Здесь есть и работы, воспевающие созидательный труд советского народа. На полотнах можно увидеть и строителей БАМа и тех, кто возводил Бурейскую и Зейскую ГЭС. Еще свежи в памяти времена, когда эти стройки гремели на весь Советский Союз, а наши художниками помогали их строительству своими карандашами и кистями. Многие из тех полотен, что написали Владимир Красников, Александр Жигалов, Вадим Кондратьев и, увы, уже ушедшие Валентина Жукова и Валерий Захарчук, успели побывать и на региональных, и на Всероссийских выставках. И вот небольшая, но очень значимая выставка в г. Белогорске. Хотя «небольшая» - понятие относительное: на стенах учреждения культуры разместилось более 40 работ! А значимость в том, что подобных выставок город на Транссибе не знал уже лет 20! Все-таки, перестройка свое дело сделала… И соскучившиеся по «живым» картинам жители Белогорска нескончаемым потоком идут в здание школы искусств, чтобы познакомиться с произведениями замечательных художников-амурчан.

 

Легенды далеких костров

 

Не успел в областном краеведческом музее завершиться «Большой зимний салон», на котором были представлены, в основном, работы членов Амурской организации СХР, как уже начали открываться выставки на других художественных площадках города и области. 

Так, в музее с. Ивановки открылась персональная выставка графики Анатолия Ефремова. Надо отметить, что Анатолий Павлович – давний друг ивановских поклонников искусства и его таланта. Настоящая выставка – уже далеко не первая в этом знаменитом на весь Дальний Восток большом селе – районном центре. 

Анатолий Павлович постоянно встречается с жителями Ивановки, со школьниками, рассказывает о работе над своими графическими иллюстрациями к сказаниям малых народностей севера.

Что интересно, сказания эти, легенды и мифы – увы, не систематизированы, и ждут своего исследователя, однако художник, не надеясь на несбыточные инициативы ученых, сам изучает сказки и предания эвенков, и перекладывает их на свои холсты и бумагу. 

Сегодня у Анатолия Павловича собралась уже большая коллекция иллюстраций к эвенкийскому эпосу, и он надеется, что звезды сложатся так, что ему удастся издать альбом авторских произведений.

А еще большой резонанс вызвала передвижная выставка амурских художников в г. Белогорске. Но об этом расскажем в следующей заметке.   

 

 

 

   
© 2023 АОСХР. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.